Учёные уверены, что нейтронное излучение, вызванное землетрясением в 33 году нашей эры, способствовало «отпечатку» на льняной ткани образа человека, снятого с креста. Более того, излучение увеличило содержание углерода-14: именно поэтому радиоуглеродное датирование, проведённое в 1988 году, показало, что реликвии всего 728 лет.
Тогда было выдвинуто предположение, что ткань с ликом изготовлена примерно между 1260 и 1390 годами нашей эры. В 2009 году также было установлено, что переплетение нитей полотна характерно для Средних веков: это дало основание для гипотезы о том, что святыня − всего лишь средневековая подделка.
По преданию, Туринская Плащаница − погребальное полотно, в которое обернули Иисуса Христа после снятия с креста. В нём же он был похоронен в пещере. Первое упоминание о реликвии датируется XIV веком, когда Жеффруа де Шарни объявил, что плащаница находится у него, и поместил её в своём владении в городе Лирей.
В 1452 году её выкупил Людовик I Савойский и хранил в городе Шамбери, где она значительно пострадала при пожаре 1532 года. После переноса столицы в Турин в 1578 году, плащаница хранится в специальном ковчеге в соборе Иоанна Крестителя в Турине. Артефакт выставляется для обозрения крайне редко (один раз в четверть века).
Интерес общественности к Туринской Плащанице увеличился в 1898 году, после того как итальянский фотограф-любитель Секондо Пиа (Secondo Pia) сделал снимки и обнаружил на негативах яркий человеческий лик (в реальности черты едва просматриваются).
Когда радиоуглеродное датирование 1988 года показало неправдоподобно юный возраст реликвии, многие учёные подвергли эти данные критики, предполагая, что Плащаница гораздо старше и что результат оказался неправильным из-за нейтронного излучения − явления, которое становится результатом ядерного синтеза или деления ядер, в ходе которого нейтроны высвобождаются из атомов, а затем, взаимодействуя с ядрами других атомов, образуют новые изотопы углерода.
Подобную реакцию можно сгенерировать с помощью ядерных реакторов или ускорителей частиц, но иногда она происходит и естественным путём.
Ранее никаких правдоподобных физических причин, объясняющих происхождение этого загадочного нейтронного излучения, изменившего возраст Плащаницы, предложено не было. Хотя выдвигались версии, что «молодость» реликвии связана с варкой в масле или с воздействием высоких температур при пожаре.
Теперь же команда Карпинтери с помощью серии механических и химических экспериментов определила, что источником подобных выбросов нейтронов могут стать высокочастотные сейсмические волны, генерируемые в земной коре при землетрясениях.
Для того чтобы прийти к этому выводу, исследователи изучили пьезоядерную реакцию деления, которая запускается, когда очень хрупкие образцы горных пород измельчаются под давлением. Этот процесс помогает производить нейтроны без гамма-излучения.
По аналогии учёные и сделали вывод, что при возрастании нейтронного потока в соответствии с сейсмической активностью результат будет примерно таким же, только усиленным во множество раз.
По мнению учёных, источником нейтронов стало историческое землетрясение, произошедшее в Старом Иерусалиме в 33 году нашей эры. Мощность его, предположительно, составляла 8,2 балла по шкале Рихтера, чего вполне достаточно, чтобы взаимодействие нейтронов с ядрами азота породило протоны, которые могут действовать на ткань как реагент. Это и привело к образованию изображения.
Так что одно явление спровоцировало и появление «оттиска» распятого человека со скрещенными руками на Плащанице, и повысило уровень изотопов углерода-14 в льняных волокнах.
«Мы считаем, что, скорее всего, именно освобождение нейтронных частиц из горных пород при землетрясении спровоцировало появление изображения на льняном полотне Плащаницы, а захват тепловыми нейронами ядер азота привёл к неверному результату радиоуглеродного датирования», - комментирует Карпинтери.
Однако скептически настроенные представители научного сообщества уверены, что если бы такое землетрясение и нейтронные выбросы имели место в реальности, остальные археологические ценности того времени также выглядели бы «моложе» и сохранили бы следы излучения.
В настоящий момент ведущий эксперт и глава Фонда Воскресения Плащаницы (Resurrection of the Shroud Foundation) Марк Антоначчи (Mark Antonacci) пытается получить разрешение Папы Франциска на молекулярный анализ ткани с использованием новейших технологий. Он надеется, что эта процедура сможет внести определённость в вопросы возраста и подлинности реликвии.