Валерий Маширов - единственный в Минске человек, который занимается моделированием мотоциклов на профессиональном уровне. В беседе с корреспондентом агентства «Минск-Новости» он рассказал о своем увлечении, об участии в конкурсах и поделился планами на будущее.
С чего все начиналось
- Интерес к моделированию появился еще в детстве. Отчетливо помню, как мама привела меня в магазин игрушек, чтобы купить солдатиков. Именно тогда я впервые увидел на витрине красивые модели военных самолетов с большим количеством мелких деталей. Как выяснилось позже, они были сделаны вручную известным в то время минским мастером Игорем Козельцевым. Пожалуй, этот момент и определил мое хобби.
Вскоре родители заметили мой интерес и стали покупать сборные модели самолетов из пластмассы. Проблема была только в том, что собирать их самостоятельно мне запрещали - из-за токсичности клея, а отец нередко бывал занят. Но во время каникул меня частенько оставляли дома одного (улыбается). Клеить их я не клеил, а вот собирал самолеты эти как мог, удерживая в руках максимальное количество деталей. Это было скучно, и интерес пропал.
Возвращение в мир моделизма произошло случайно несколько лет спустя, с приездом моего двоюродного брата. Он увидел на шкафу те самые наборы и воодушевился. Несмотря на запреты родителей, за пять дней мы собрали огромное количество моделей… Эти дни я вспоминаю с большим удовольствием.
Со временем я стал узнавать новые технологии создания реалистичных моделей, обзавелся специальным инструментом и красками. Приобретаемый опыт помогал мне переходить от просто склеенных кусочков пластмассы к профессионально выполненным моделям с максимальным количеством деталей.
О моделях
По сложности изготовления модели делятся на три типа: из набора, из набора плюс дополнения и полностью с нуля. У меня нет каких-либо строгих ограничений, творю в зависимости от настроения. Мое основное направление - мотоциклы. Стандартный масштаб - 1:12. Длина таких моделей в среднем составляет 16-17 см. Иногда пользуюсь 3D-технологиями моделирования, но этот способ - редкий случай, потому что стоимость его пока очень высока.
Наивысшим мастерством стендового моделиста является изготовление такой модели, которую на цветных фотографиях нельзя отличить от оригинала.
Об участии в международном чемпионате Golden Model 2013 в Риге
Ежегодно во всем мире проводится большое количество конкурсов по стендовому моделированию. Такие мероприятия открыты для всех желающих. Организаторы, как правило, заинтересованы в повышении уровня проводимого соревнования. Для этого наиболее опытным из моделистов даже высылают официальные приглашения.
К моему приятному удивлению, в прошлом году такое приглашение получил и я. Чемпионат назывался Golden Model 2013 и проводился в столице Латвии Риге.
Глупо было отказываться от такого заманчивого предложения, да и давно хотелось побывать в этом красивом городе. Еще одной приятной неожиданностью стало то, что меня также попросили выступить в качестве члена жюри. К слову, мое судейство не распространялось на те категории, в которых участвовал я. В конкурсе было представлено чуть более 600 работ. Я привез с собой на чемпионат две модели мотоциклов. Они получили «золото» в двух номинациях - «Лучшая модель с нуля» и «Лучшая модель мотоцикла. Пластик».
Рига и конкурс оставили много положительных впечатлений. Я любовался старым городом, завязал немало полезных знакомств.
Об участии в чемпионате мира Modeler GP 2013 по мотомоделированию в Японии
О нем я знаю давно. На протяжении трех лет внимательно следил за этим событием и черпал вдохновение в работах мастеров, уровень которых оставался заоблачным для меня все это время. И только недавно смог построить модель высокого класса, способную составить серьезную конкуренцию и если не занять первое место, то хотя бы войти в тройку. Основной особенностью чемпионата является обязательная явка участника с моделью. Конкурс проходит в выставочном зале компании Honda (Honda Collection Hall). Я изначально знал, что позволить себе поездку не смогу, но огромное желание поучаствовать не давало покоя. Организаторы участвовать мне разрешили. Фотография моей модели - построенного с нуля мотоцикла Confederate B91 Wraith в масштабе 1:12 (длиной 16,5 см) - была представлена в самом высоком классе - «эксперт».
Уже в первые дни конкурса фотография моей работы стала лицом соревнования.
Все говорило о том, что модель является фаворитом. Но результаты оказались неудовлетворительными для меня: все же явку с моделью никто не отменял - таковы правила. Итог - 17-е место. Еще до участия в конкурсе я был наслышан о судействе в Японии. Там не принято присуждать призовые места иностранцам. Мои мысли по этому поводу подтвердила статья одного из независимых журналистов, освещающих данное мероприятие.
Можно сказать пару слов о модели для японского чемпионата: она была построена с нуля по изготовленным мной чертежам (в случае отсутствия прототипа чертежи делаются по фотографиям). Материал модели - пластик, полиэфирная шпатлевка, оргстекло, резина, металл. На создание модели ушел целый год.
О планах на будущее
Какие планы? Повышать качество своих творений и не останавливаться на достигнутом.
Фото из архива Валерия Маширова